ГНЁЗДОВСКАЯ НАДПИСЬ

ГНЁЗДОВСКАЯ НАДПИСЬ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ

Гнёздово

Суммируя общеизвестное о Гнёздовской корчаге, можно вполне согласиться с заключением автора обзора Верой Бегичевой с ресурса http://www.n-i-r.su/modules.php?name=AvantGo&op=ReadStory&pid=351  в том, что «К скандинавскому воину, похороненному в Гнёздовском кургане, кириллическая надпись на корчаге отношения не имеет. Его мир – это мир латиницы и руники, мир древней языческой магии народов Западноевропейского Севера».

Его хоронили по обряду кремации, практически полностью совпадающим с описанием обряда ибн-Фадланом от 922г. И датирование погребений совпадает с точностью десятка лет. А вот совпадает ли дата погребения с датой изготовления амфоры, а так же и датой надписи на ней, то этот вопрос даже никем никогда не обсуждается, и, как и в случае с алекановской корчагой, считается по умолчанию их полное совпадение, что противоречит исторической действительности. На мой взгляд, амфора с содержимым и надписью по-русски могла быть, просто погребальным подношением от общины, на территории которой совершалось погребение. По преимуществу община Гнёздовского городища считается славянской, скорее всего, обслуживающей наиболее тяжёлый волок между бассейнами Днепра и Ловати на пути «из варяг в греки». В общем «с+волочи», которые ночуют укрывшись «под+волок». Не будем также оспаривать устоявшееся мнение об узловых точках пути из «варяг в греки».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Путь_из_варяг_в_греки

«В историографии же устоялось понимание этого пути как пути в противоположном описанному направлении. В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии — Сигтуне, Бирке или Висбю и южного берега Балтики — Волина (Вильцы Н.М.) (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово (см. карту между Смоленском и печально известной Катынью Н.М.) существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги (опять же волоком или в паводок, выделение моё М.Н.). По морю — вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань (из ПВЛ исторический о-в св. Елферья Н.М.) либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная. От устьев Южного Буга, Днестра и Дуная можно было попасть в Западную Европу.

Путь от Новгорода в Днепр был описан в середине X века византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей». Он же описал один из вариантов связи среднего Поднепровья с волжским торговым путём, через Азовское море, описанный также для IX века в «Книге путей и стран» Ибн Хордадбеха. От Киева также шли сухопутные дороги на восток, в Булгар, и на запад — через Краков в Регенсбург».

Здесь хотелось бы предложить ещё некоторые соображения о времени «открытия» пути из варяг в греки. И волоков, его обслуживающих. Скорее всего, это событие необходимо связывать с динамикой развития главного опорного пункта этого пути на входе в гирло Днепра, древнейшего поселения Крыма – Херсонеса. Все летописные упоминания о каком-то Риме (в сказаниях об Андрее) как русские так и греческие я читаю именно как искажённое крым. (Википедия: Кырым — западно-кипчакское qırım — «мой холм», qır — холм, возвышенность, -ım — аффикс принадлежности I лица единственного числа. Однако, я думаю, существует и другая этимология, но здесь это не принципиально Н.М.).

Так вот, наивысшего расцвета Херсонес достигает при Юстиниане (527-565), как укреплённая таможня и лоцманский пункт для купеческих караванов по гирлам Дуная и Днепра на главных торговых путях Византии в Европу и Балтику. Он строит новые крепости Алустон (Алушта) и Гурзубиты (Гурзуф), восстанавливает разрушенные гуннами стены, (которые после этого никем не могли быть разрушены, кроме Владимира в 989 году, где-то в апреле-мае), содержит там сильный гарнизон. Строил Юстиниан много, защищаясь крепостями от набегов. Эти расходы должны были окупаться. Хлеб и соль – основные товары, поставляемые ромеями через Херсонес с севера. Поэтому не только как перевалочная база и для сбора таможенных пошлин (мыта, «не мытьём так катаньем») нужен был Византии Херсонес. При Юстиниане ромеи начали осваивать Перекопскую группу соляных озёр: Пусурман, Айгульское, Кирлеутское, Круглое, Янгул, Красное, Старое и в том числе Кояшское (Киятское) или Опукский грязевый вулкан (в начале Арабатской стрелки село Соленое.) http://журналкрым.рф/reki_i_ozera_kryma/481-ozera-kryma.html, как богатейшие соляные копи для снабжения солью Константинополя, на торговлю которой Юстиниан сразу наложил свою монополию. И одной из причин мятежа 532г. в Константинополе под названием «Ника», спровоцированного автократором и им же подавленного с необычайной жестокостью, были непомерно задранные цены на хлеб и соль. Так вот, можно считать, что именно Юстиниану принадлежит ленточка «открытия» пути из греков в варяги потому ещё, что соль на Руси всегда была дорогим лакомством и поступала только с ромейскими купцами по десять мешков хлеба за мешок соли. (Иванов В. Д. «Русь изначальная»). Оттуда же, гораздо позже, соль возили по сёлам Украины ещё чумацкие обозы. И до сих пор на Руси дорогим гостям, прежде всего ‑ «хлеб-соль». Давайте ещё вспомним «соляные бунты» при Алексее Тишайшем, втором из Романовых, родом из захудавших английских Кемпбеллов (campbell лагерный колокол), ставших на Руси «Кобылой», основателем двух враждующих родов – Захарьиных и Романовых.

Уточнение события «открытия» позволяет расширить диапазон датирования изготовления амфоры из Гнёздова, а значит и время нанесения на ней русской надписи.

Однако к концу VII века большую часть степного Крыма вместе с соляными озёрами уже контролировали хазары, и византийское влияние в Херсонесе ослабело, а с ним ‑ интенсивность товарообмена по Днепру. Контроль хазар над Крымом сохранялся до середины IX века, когда в 965 году Святослав захватил Самкерц в дельте Кубани и основал Тмутороканьское княжество. 

амфора из Гнёздово 2Адресация Якобсоном А.Л. изготовления амфоры в Саркеле, не выдерживает никакой критики, уже хотя бы потому, что по запросу «Саркел керамика картинки» ни Яндекс, ни Гугл не выдали ни одного изображения горшка с полусферическим днищем, и потому ошибка Якобсона А.Л. вполне извинительна. Ведь когда он классифицировал изделие, эти обозреватели ещё не работали.

Такая форма амфоры характерна для гончарных изделий северного Причерноморья относящихся к «разновидности амфор «трапезундской» группы по классификации И.В. Волкова или к типу XVI по классификации исследователей Уральского университета. Центром производства таких амфор, по мнению И.В. Волкова, была византийская область Понт». (Цитата от одного из авторов с того же портала СГМА см. ниже Н.М.). При внимательном рассмотрении фотографии и прорисовок, что-то подсказывает мне, что надпись сделана не по сырцу, а процарапана уже после обжига, т.е. ей дано письменное предназначение уже после прибытия из Понта в Гнёздово, и в какие годы это могло произойти, никто даже не попытался предложить достаточно убедительную версию. Это амфора из Гнёздовомоё «что-то» хорошо удостоверяется коллективом исследователей Смоленской государственной медицинской академии (СГМА), предоставивших на своём портале http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/library/vivat/vivat_academia!-ssma-express-230404.htm взвешенный отчёт своего тщательного трасологического анализа. Но опять же, без попытки датирования нанесения русской надписи на иностранном горшке. Даже определили, что именно правой рукой сделана надпись, а вот дату, извините, трасология не показывает.

«Предварительные исследования показывают, что надпись сделана слева направо от венчика по шейке сосуда. Начертана она, возможно, правой рукой, надпись делалась остриём толщиной 0,3 мм на глубину от 0 до 0,05 мм. Возможно, буквы нанесены остриём бронзового шильца. И скорее всего, процарапывались не в один приём. Первые 4 буквы, которые чётко читаются как “ГОРО” прочерчены на гладкой поверхности шейки амфоры, а остальные 3 буквы прочерчены на волнистой поверхности шейки и плечика амфоры. И потому выполнены с меньшим старанием, нажимом. Возможно, повторно не процарапывались и читаются с трудом. Прочтение 3 букв усугубляется разломом, приходящемся на 5 букву. Вообще, удалось прочитать только 7 букв, а не больше, как это было сделано в третьей четверти 20в. Надпись из семи букв можно расшифровать как “ГОРОУNА”».

С глубоким уважением привожу полный список коллектива авторов: Доктор медицинских наук Романов Николай Александрович (Заведующий кабинета истории анатомии СГМА); Гараничев Владимир Викторович (старший научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника), Коломиец Г. Г.(Педиатрический факультет, 1 курс, 2а гр.), Баранов А. В. (Педиатрический факультет, 1 курс, 3б гр.), Жданюк В.А. (Педиатрический факультет, 1 курс, 2а гр.). (24.01.2016г.)

Однако же и молодые медики в своём трасологическом исследовании также не задавались вопросом даты изготовления надписи и сделали неутешительный вывод «По нашему мнению, эту находку не следует безоговорочно привлекать в качестве источника по проблеме возникновения письменности в древней Руси». Ещё один вывод авторов по замене двух славянских прописных знаков х (хер)+щ (шта) на один заглавный N (и почему именно греческое ню, а не латинское эн или русское наш, или финикийское нун с теми же правами Н.М.), несколько смахивает на стремление авторов к оригинальности. И их предложение читать здесь все знаки буквицами как «мужское имя Горун», из того же разряда.

В равной мере эти знаки не обозначают ни горох и ни горчицу, уже по той простой причине, что сыпучие продукты (зерно, крупы (и горох), соль, муку (брашно), пряности (и горчицу) у нас перевозились в кожаных кулях, рогожах, чувалах, торбах, в липовых бочках (мёд), а хранились в деревянных коробах, ларях, кадях (кадках), в амбарных сусеках или в берестяных кузовах, туесах (чувал и амбар тюрк.). Узкогорлая керамика ‑ амфоры или корчаги использовались и для перевозки и для хранения жидких, вязких продуктов (масла растительные, жиры животные топлёные, вина).

Рассмотрим составляющие термина. Их, скорее всего, три ‑ гор+оух+ща и предложим их толкование: гор=гър инверсия от рrгать, которое необходимо понимать как показатель изобилия, переизбытка, переедания.

См. Vasmer (Ru-Ru) рыгаю, диал., также «рыдать, плакать», курск. (Даль), укр. ригати, блр. рыгаць, болг. ригам «рыгаю, меня рвет», сербохорв. ригати, рига̑м «рыгать», словен. rígati, rȋgam «рвать, рыгать», чеш. říhati – то же (из *rjug-), польск. rzygać, в.-луж. rihać, н.-луж. rygaś. Родственно лит. rū́gti, rū́giu «киснуть, отрыгивать кислым», riáugėti, riáugmi «киснуть», лтш. rûgt «бродить», raûgtiês, -guôs «рыгать», н.-перс. ārōɣ «отрыжка», греч. ἐρεύγομαι «выплевываю, меня рвет, рыгаю», ἐρυγγάνω «отрыгиваю», ἐρυγή «рвота», лат. ērūgō «рыгаю», ructō «рыгаю, выплевываю», англос. rосеttаn «рыгать», д.-в.-н. ita-ruchjan «отрыгивать», арм. оrсаm «рыгаю, меня рвет» (Траутман, ВSW 244 и сл.; М.–Э. 3, 487, 567; Мейе–Эрну 1024; Хюбшман 483; Лиден, Armen. Stud. 88; Торп 349; Младенов 560).

Т.е. гор=гър, скорее всего, как инверсия изобилия ‑ горе горькое=голод. Вспомните, как Егорий побеждает Змея Горыныча, символ пожаров, губящих урожай.

Оух необходимо понимать как нечто с отверстием. Сравните ухо, (слух) духпло, дух, нюх, потом воздух. Есть русское ухналь=оух+наль=гвоздь для подковы, в которой заготовлены отверстия для гвоздя=nail (англ.). Есть ещё русское обух=объ+оух то, что объемлет  оух, куда вставляется топорище. И третья составляющая ща=щъ.

Vasmer (Ru-Ru) щавить щави́ть «жать, давить», череповецк. (Герасим.), укр. ща́вити, ча́вити – то же, Щавиду́б – имя героя сказок. Потебня (РФВ 6, 337) объясняет последнее имя тем, что этот силач так стискивал деревья, что выжимал из них сок, и предполагает родство со ščаvь «сок». Ср. щаве́ль ‑ выжатый сок. (Здесь Потебня ошибается Н. М.).

Щавить в значении давить, отжимать, вытапливать, производное от щъ в значении вещь (вещий)=сущь (сущий) то, что составляет суть предмета, его внутреннее содержание. Например щи=пища и антипод ще+гол, не содержащий сущности, голый щъ. Т.е. здесь в корчаге суть пищи, (в её понимании для того времени)  топлёный жир, смалец.

Итак гър+оух+ща можно понимать, как дигорск. æндзи ‑ запас, неприкосновенный запас, когда каждый житель села приносил из своего дома продукты ‑ ячмень, араку, сыр и пр. ‑ в общий для всего села амбар; этими продуктами пользовались во время голодного года, в горе, на свадьбах, на общих сельских пирах. Данный обычай также называли «æндзи». (Дигорско-Русский ABBYY Lingvo x 5)

Эта амфора оух была, скорее всего, общинной собственностью Гнёздова, а надпись на ней, можно сказать, ритуальная и предполагает хранение в ней неприкосновенного запаса топлёного жира (смальца) ща на случай голода=горя=гор, и была щедро (щъ+дарить) преподнесена от общины знатному гостю, нурману по случаю его погребения. Посмотрите у ибн-Фадлана описание обряда… «И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним». «Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они) разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров (быков) и разрезали их обеих также и бросили их обеих…».

И никакой «сакральности». Всё очень рационально и практично. Это запас пищи на «том свете», как и лодья для плавания, как и меч для защиты.

А ещё сравните, как переводит И.Х. Дворецкий старо греческое κεναγγία (AncientGreek-Russian Dictionary). Κεν+αγγία; ἡ пустота сосудов, голод; κεναγγίαν ἄγειν Arph. — голодать.

Гор+оух+ща закрепилось позже в русском как горшок (горщик у Даля) с потерей атрибуции ритуала.

И такую азбуку, подчёркиваю, а не альфавит, придумали, вы хотите сказать, в один присест два византийских монаха из Солуни? 

Как ни красна чужая даль,

Не ей поправить наше горе,

Размыкать русскую печаль! Некрасов 

И до боли в груди я понял безысходность «размыкать русскую печаль, как ни красна чужая даль». И никто никогда не посягнёт на освященное церковью…

По поводу ещё одной граффити на этой корчаге, сделанной, как мне кажется, ещё по сырцу изготовителем, Вера Бегичева высказывает мнение Е.А. Мельниковой, по которому у меня нет возражений.

«По мнению историка Е.А. Мельниковой, это скандинавская руна N – «одно из наиболее распространённых граффити, найденных на территории как Восточной Европы, так и Скандинавии. Наименование руны N – Соль («солнце») (наръ Н.М.) обусловило её символическое значение и использование в магических целях как руны благоприятной, приносящей всяческие блага, употреблявшейся с целью пожелания блага и изобилия».

Итак, вывод. Вряд ли кто станет мне возражать, что погребение знатного нурмана на территории гнёздовской общины происходило по языческому обряду кремации на рострах с участием «старухи, которую называют ангел смерти, <…> И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек» с жертвоприношением «удовы», с запасом пищи сопровождающих его «на тот свет», где-то за 50-60 лет до официального крещения Руси, закладки Десятинной церкви в Киеве, до появления «новых людей» с Анастасом-корсуняном, обучающих нас, гундосых, «словесам книжным». А значит и русская надпись на амфоре появилась несколько раньше, чем узнали мы с их помощью грамоту Кирилла и Мефодия.

Или возможно альтернативное возражение. Надпись на амфоре процарапана после обжига по заказу нурмана на месте покупки в Понте мастером, уже знакомым с кириллицей. Но тогда оппонент должен объяснить, зачем нурману-язычнику нужна была на сосуде ещё и «кириллическая» надпись, если на нём уже была руническая надпись наръ (солнце) сделанная по сырой глине. Только без сакральной эзотерики.

Скачивайте на свой компутер в формате pdf НАДПИСЬ ИЗ ГНЁЗДОВО

Опубликовано в Русь языческая

Comments are closed.