Реконструкция протографа Слова о полку Игореве

..милорд, все эти научные системы — не что иное, как заколдованные замки: они кажутся чем-то реальным, а в действительности — лишь видимость, и, подобно этим замкам, они исчезают без следа, как только снято заклятие. Чтобы разрушить чары, нужно вернуться к началу.
Сэр Генри сент — Джон, лорд Болингброк
лорду Корнбери
Шантлу в Турени. 6 ноября 1735г. 

Сверяя для реконструкции размеры «ковчега», «берегов», знаков (букв), расстояние между горизонтальными линейками (графью), количество листов в тетради (дести) с принятыми «стандартами» книгописания для XI-XIII вв. можно заметить, что основной «габаритный» размер реконструкции, а именно, ширина ковчега, (расстояние между вертикальными графью) выбрана в рассматриваемой реконструкции равным этому же размеру из списка «Изборника Святослава» 1076г.

по фотографиям его листков в подборке иллюстраций к сборнику: «Памятники литературы древней Руси. XI начало XII века.»[i], а именно – 8 см, но уменьшено количество строк по отношению к «Изборнику» с 13 до 10, а высота знаков такая же – 3 мм.. И пропорционально этим данным выбраны берега и размеры листа, который равен 148х210мм (А5), что на 7 мм отличается от размеров листа «Изборника», ‑ 155х218мм. Размеры близкие к этим приводит и Сапунов Б. В. для Архангельского Евангелия и Патерика Синайского («Книга в России в XI-XIIIвв» Ленинград. Наука. 1978. С.92.), относящихся к тому же времени написания. Приведем одну длинную цитату из  монографии Сапунова, показывающую глубокое овладение им правилами русского средневекового письма и соблюдение нами этих правил при реконструкции.

«Сравнение букв по их высоте показало, что последняя колебалась в пределах от 3 до 5 мм, а в больших по формату книгах она составляла 5 мм. Расстояние между строками при буквах высотой 3 мм в среднем равнялась 7 мм. Линейка от линейки отделялась интервалом в 10 мм. Невольно возникает ассоциация с размером шрифтов канцелярских пишущих машинок, высота букв которых также 3 мм, а строки печатаются через два переката, т.е. с интервалом в 6 мм.  Современные стандарты букв пишущих машинок определялись как экспериментальным, так и теоретическим путем. Они отвечают медицинским нормам наименьшей утомляемости глаза при чтении. Видимо, наши предки дошли до этих параметров эмпирическим путем. Размер букв в значительной степени был лимитирован освещенностью, при которой книга читалась. Читать книгу могли либо в церкви при богослужении, либо в частных домах и монастырских кельях. Днем, при естественном освещении, можно было бы прочитать и более мелкие буквы. Однако основная часть богослужений в приходских и домовых храмах совершалась ранним утром или вечером и требовала искусственного света. По-видимому, и в домах преимущественно читали вечером или ночью, так как днем каждый был занят своими повседневными делами.Для искусственного освещения в церкви или в доме использовали свечи. По церковной традиции, дожившей до наших дней, Евангелие в храме лежит на престоле, сзади которого стоит зажигаемый во время службы семисвечник символизирующий собой человеческую жизнь. 7 свечей на расстоянии полуметра от текста книги, расположенные под углом в 30° к плоскости листов, могут дать около 15 люкс. По нормам современной техники безопасности освещенность при чтении и письме должна равняться 80 люксам. Необходимо также учитывать, что такая освещенность рассчитана на чтение текста на белой бумаге, а желтый, шероховатый пергамен требовал большей освещенности. Можно утверждать, что в Древней Руси читали и писали при освещенности в 5—7 раз меньше нормальной.»

Прочтение первой тетрадки реконструкции дает последовательность текста тождественную каноническому. Однако всматриваясь в буквенную нумерацию страничек реконструкции, читатель сразу же заметит сбой. После страницы 2 следует почему-то 5, а после 8 следует 13, потом 14 и на развороте двойного листа номер 3. Если этот лист перевернуть и вставить между первым двойным и вторым, получается последовательность аранжировки, и по нашим предположениям, последовательность второй переписи Авторского протографа. Т.е. в этой реконструкции мы утверждаем, что в протографе (точнее второй переписи XIV в.) выпал и неправильно был вставлен не лист «размером в восмушку», как говорят Яковлев В. А, Соболевский А. С. и примкнувшие к ним другие, а двойной лист из рассыпаной тетради-дести по четыре двойных листа, потому что по Сапунову Б. В. чаще рвутся не листы пергамена по сгибу, а нити, сшивающие десть. И полученные перестановки, на наш взгляд, совершенно исключают какие-либо наши претензии на логические подтасовки и вкусовые пристрастия, потому что выбранные размеры ковчега, букв, строк, принятые сокращения под титлами, позволили расположить весь текст в книжечке из пяти тетрадок по четыре двойных листа. (Как и в современной верстке). Расположение начала строф стихов совпадает с началом страницы почти везде, как это старались всегда сделать переписчики за некоторыми исключениями, а последовательность текста в начале снимает все вопросы по диалогу Автора с Бояном, по запеву; Почьнемъ же братiе повhсть сiю…, когда Игорь въстоупи …въ zлата стремень, когда въzъзре на свhтлое слънце и когда он обратился къ дрuжинh съвоеi.


[i]                Памятники литературы древней Руси. XI начало XII века. М. Художественная литература. 1978.

Откройте далее документ РЕКОНСТРУКЦИЯ  в формате PDF,  который сверстан для принтера размером  А4 в пять тетрадок по 4 листа с печатью и на обратной стороне, для прояснения сделанных перестановок текста «Первоиздания». Для этого распечатайте первые 8 страничек в  следующей последовательности: первая страничка, — на обратной стороне вторая, затем третья,- на обратной стороне, — четвертая… и так далее. Сложите листы в той же последовательности и перегните их в терадку. Вы получили первую десть в канонической последовательности «Первоиздания» и «Екатерининской копии». По линии изгиба тетрадки сшивались нитками, которые, как всегда это случается именно для первой тетрадки, сгнили и перетерлись в течение веков и первая десть второй переписи авторского протографа рассыпалась, а в монастырских подвалах некому было найти правильную последовательность рассыпанных листов. Переписчик Книгы глаголемой Гранаграфъ именно так и собрал первую десть древней рукописи, как собрали ее Вы, читатель. В той же последовательности ее читал и создатель «Задонщины», в которой я нашел двенадцать текстологических парафраз, последовательно совпадающих с текстом «Первоиздания», и не совпадающих с последовательностью «РЕКОНСТРУКЦИИ».   Если Вы перевернете ЧЕТВЕРТЫЙ двойной лист на обратную сторону и вставите его МЕЖДУ первым и вторым листами, то можете, не спотыкаясь на алогизмах, читать текст в последовательности  «Аранжировки».
Это единственно необходимое и достаточное условие правоты сделанных перестановок канонического текста «Первоиздания».
И еще. В колонтитулах страничек Вы увидите их буквенную нумерацию, свойственную некоторым произведениям средневековой Руси. Во второй переписи авторского протографа, на которую ориентирована «РЕКОНСТРУКЦИЯ» скорее всего, этой нумерации быть не могло. Но она могла быть проставлена в авторском протографе, как например проставлена в Изборнике Святослава 1071 г.
Эти же перестановки в реконструкции являются и ответом на все «доказательства», опровергающие подлинность и время написания Слова из рукописи Гранаграфа, начиная от «Ромки Якобсона» (с легкой руки Маяковского «Товаришчу Нетте») и заканчивая Айтцетмюллером, Зиминым А.А. и проч., Рукопись Гранаграфа была куплена у ярославских монахов (архимандрит Иоиль) Мусиным-Пушкиным и сгорела или точнее сожжена при пожаре Москвы в 1812г.  Москву поджигали «свои» по приказу Александра.

 Лицензия Creative Commons
Произведение «Реконструкция протографа Слова о полку Игореве» созданное автором по имени Мезенцев Николай Федорович, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении: ИРОИЧЕСКАЯ ПЕСНЬ О ПОХОДЕ НА ПОЛОВЦОВ. Первоиздание.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://slowopi.ru.

ПЕРВОИЗДАНИЕ

Первоиздание

001 1

001 2

002 1

002 2

003 1

003 2


004 1

004 2

005 1

005 2

006 1

006 2

007 1

007 2

008 1

008 2

009 1

009 2

010 1

010 2

011 1 011 2

012 1

012 2

013 1

013 2

014 1

014 2

015 1

015 2

016 1

016 2

017 1

017 2

018 1

018 2

019 1

019 2

020 1

020 2

021 1

021 2

022 1

022 2

023 1

023 2

024 1

024 2

025 1

025 2

026 1

 

Опубликовано в Слово о полку Игореве

Comments are closed.